ДЫХАНИЕ ВЕТРА ВРЕМЕНИ Последнее время, читая Д.М. Балашова, пишу о его книгах небольшие заметки, чисто «в стол». Для себя. Буквально несколько предложений. Но недавно о пятом романе Д.М. Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские» получился большой материал. Размещу материал в ВК, благо, что сегодня четверг – т.е. «книжный день». Надеюсь, что со временем удастся подготовить и выложить заметки по другим романам Д.М. Балашова – уже по отдельности. Д.М. Балашов заслуживает большого, серьезного разговора. Напомню, что «Ветер времени» – пятый роман из цикла о московских князьях XIII–XV вв. В первом романе («Младший сын») речь идёт об основателе Москвы Данииле Александровиче, сыне Александра Невского и о событиях последней трети XIII века в Северо-Восточной Руси. Далее в «Великом столе» рассказывается о борьбе за власть на Северо-Востоке Руси между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Роман «Бремя власти» посвящён уже Ивану Калите. И предшествует «Ветру времени» о старшем сыне Ивана Калиты Симеоне Гордом (с таким же названием). В «Ветре времени» события разворачиваются в 1353–1359 гг., во время правления брата Симеона Гордого Ивана Красного, и в первые годы правления Дмитрия Донского (сына Ивана Красного). Как и в других романа Д.М. Балашова, в этой замечательной книге много не только образов, но и смыслов, идей… Можно вспомнить вновь ту же идею власти и ответственности, которая заметна в других романах Д.М. Балашова. Власть – действительно большая ответственность. И если Иван Калита или Симеон Гордый выдерживают этот крест (хотя Симеон Гордый и несёт кару за грехи отца и собственные, если так можно понять смысл романа), то Иван Красный надламывается… Он и уходит из жизни рано. Не понимает смысла власти ответственности суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Мало вырвать ярлык на великое княжение у Москвы. Надо ещё и наладить грамотно управление. Кстати, и в целом князь Дмитрий Константинович Суздальский показал себя очень и очень слабым правителем. Со временем надеюсь здесь выложить материал. Тем более что, этот князь имеет отношение и к Вятке, т.е. к моей родине. Отсутствие понимания смысла власти характерно и для московского боярина Алексея Петровича Хвоста, вырвавшего пост московского тысяцкого у семейства Вельяминовых. Мало обладать властью, надо ещё уметь её правильно использовать… И автор мастерски показывает, как обуреваемый "похотью власти" боярин Алексей Петрович Хвост буквально растерялся, увидев как всё валится у него из рук, как на Москве возникает нестроение... И гибель Алексея Петровича Хвоста Д.М. Балашов связывает с этим же непониманием власти, людей... Но вернёмся к Ивану Красному. К счастью для Московской Руси, рядом с Иваном Красным есть такая сильная личность, как митрополит Алексей, готовый нести бремя власти, как и его крёстный Иван Калита. И понимающий, что ему приходится порой грешить для удержания власти (интриги, подкупы ордынских правителей), но и понимающий пределы этого греха (не желающий натравливать сына ордынского хана на отца)… Но роман не случайно назван «Ветер времени»… Мы видим, как многое меняется. Даже есть взять судьбы рядовых героев романа. Никита Фёдоров – рядовой ратник, волею случая женится на боярыне. Возможно ли такое было раньше? Кстати, женится в т.ч. т.к. верит в семейную легенду согласно которой его деда – Фёдора Михалкича любила тверская княжна. И есть подтверждение этой легенды – золотые серёжки, подаренные тверской княжне Фёдору Михалкичу для его жены. И вот веря в эту легенду, Никита, по сути, отчасти её воплощает в реальность. Но история любви Никиты Фёдорова и Натальи Никитичны (один из самых ярких образов в «Государях Московских») – особая тема. Хотя и по ней видно – меняется время, многое меняется… Но ветер времени проявляется и в другом… Если в первых романах мы видим, как главные герои вспоминают погибшую Киевскую Русь, пытаются её возродить, то сейчас приходит понимание того, что та Русь уже ушла в прошлое Нарождается новая Русь с центром здесь – на Северо-Востоке, а может даже и в Москве (о чём мечтает тот же митрополит Алексий). Ветер времени… Всё стремительно меняется. Вот мы видим, как Литва уже поглотила почти всю Русь и может там – в Вильно начало новой Руси? Может Олгерд, приняв православие, станет новым Великим князем всея Руси, возродит Русь? Но митрополит Алексий понимает (ведь он хорошо знает Ольгерда), и это мы видим по последующим книгам, что Литва не будет православной, что всё это обманчиво. И ветер времени уносит этот мираж… Мы видим как многое меняется… Ещё недавно была Великая Золотая Орда. Её могучие ханы – Узбек и Джанибек. Но вот Узбек умирает, Джанибека убивает его собственный сын (и вырезает всех братьев) и Орда начинает рассыпаться… Митрополит Алексий в Царьграде. Он слышит рассказы византийцев о былом величии Империи Тёплых морей. Даже видит сны по ночам, вызванные этими рассказами. Но реальность иная… Есть и иные образы… Сидят московские бояре в Орде. Кажется, всё плохо. Митрополит Московский захвачен в Киеве князем Фёдором по приказу Ольгерда. Ярлык на Великое княжение Новгородское передан князю Суздальско-Нижегородскому Дмитрию Константиновичу. Ольгерд нависает над западными окраинами княжества и Северо-Востока Руси, готовый отхватывать новые и новые волости… Но здесь же рядом спит маленький мальчик – князь Дмитрий Иванович, который через 21 год поведёт московские полки на Куликово поле… Да и скоро, совсем скоро из плена вернётся митрополит Алексий и ярлык на Великое княжение Владимирское будет вырван у суздальцев и нижегородцев… Правда, был и ещё один момент о котором писал в одном из постов. Д.М. Балашов писал свой роман в 1990 году. И тогда тоже ветер времени, словно начинал уносить другую страну, в которой многие из нас жили… Хотя, может, не все тогда это понимали... Ветер времени… Он уносит отдельных людей, целые страны и цивилизации… Что ещё вчера казалось незыблемым, сегодня рушится. И наоборот: вчера ещё было положение безвыходном, а сегодня уде всё иначе… Но, разумеется, хотя Ветер времени уносит многое, но есть нечто, что остаётся, что сохраняется, что находится над всем этим – это Вечность, дыхание которой чувствуют и митрополит Алексий, погрязший в политической борьбе, и Сергий Радонежский, создающий Троицкий монастырь в лесах под Москвой… Вот некоторые моменты, связанные с этим прекрасным романом. Книгой обращающей к истории страны, и заставляющей задуматься о вопросах Вечности вместе с её главными героями…