ЛЕКЦИЯ О РУССКОМ КОНСЕРВАТИЗМЕ НАЧАЛА XIX ВЕКА. ЧАСТЬ 2. 3.03.2023. Библиотека имени Герцена. Литературная гостиная. 18.00. В эту пятницу (3.03.2023) продолжаю после большого перерыва в Герценке цикл лекций посвящённых русскому консерватизму, его выдающимся личностям. Как и в ситуации с лекциями по геополитике (2020-2022 год) приходится делать большие перерывы. Первый курс лекций, который начал читать почти пять лет назад в Герценке (23.03.2018) – по истории мировых цивилизаций, прошёл быстрее. Тем не менее, лекции продолжаются, что важно. Ранее уже писал, что тема русского консерватизма, на мой взгляд, очень актуальна ля нашего общества. Русская история знала ситуации, когда, по сути, прерывалась наша история, начинаясь чуть ли не заново. Мы видим большую. Разницу между Киевской и Московской Русью, между последней и Императорской Россией и т.п. Несколько раз российское государство переживало серьезные потрясения, грозившие исчезновением страны. И в этом плане для России (впрочем, как и для иной цивилизации, культуры) всегда важны т.н. «охранительные силы», те институты, структуры, что пытаются сохранить преемственность между эпохами, отстаивают то важное, ценное, что является ядром нашей цивилизации. Одним из таких элементов на рубеже XVIII–XIX стала консервативная идеология. Знание истории русского консерватизма помогает, с одной стороны, увидеть. Что из его наследия важно для нас и сейчас. А с другой стороны, объясняет почему не всегда русский консерватизм оказывался способен дать ответ на вызовы, предложить адекватную программу. И всегда в такой ситуации интересен и личностный фактор: а кто именно представлял русский консерватизм. Что за люди? Поэтому в данной лекции, как и в предыдущих, будет уделено внимание и личностям. Если в предыдущей – майской лекции речь шла об Александре Семёновиче Шишкове и Жозефе де Местре, то в следующей лекции будем говорить о Николае Михайловиче Карамзине и Фёдоре Васильевиче Ростопчине. Русский консерватизм начала XIX века пытался дать ответ на ряд внешних и внутренних вызовов, стоящих перед российским обществом. Среди этих вызовов и либеральные реформы Александра I, и вторжение Наполеона в Россию. Не менее важной задачей являлось формирование исторического самосознания русского народа, что особенно был значимо в ситуации увлечения Западом части российского общества, с одной стороны, а с другой, остом национального самосознания, попыткой осмысления исторического прошлого. Фёдор Васильевич Ростопчин и Николай Михайлович Карамзин, как раз и попытались решить эти и иные задачи.